Юго-западнее города ЛОМЖА наши войска овладели городом и крупной железнодорожной станцией ВЫШКУВ, а также с боями заняли более 150 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты УСЬНИК, КЛЕЧКОВО, ДЗБЕНИН, ЛАВЫ, ЖЕКУНЬ, КАМЯНКА, ЛИПЯНКА, ГОВОРОВО, КУНИН, НУРЫ, ВИНЦЕНТОВО, ПОПЛАВЫ, ГРАБУВЕК, ЗАТОРЫ, ПОПОВО КОСЬЦЕЛЬНЕ и железнодорожные станции ЖИЗНОВО, КУРПЕ, ПАСЕКИ, ДАЛЕНЕ. На ряде участков наши войска вышли к реке КАРЕВ.
В Румынии наши войска, продвигаясь вперёд, заняли города ПИТЕШТИ, КРАЙ-ОВА, РАШИОРИ-ДЕ-ВЕДЕ, ДРЭГЭНЕШТИ и более 200 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты ВЭЛЕНИ, КОЛИБАШИ, СТЭНИСЛЭВЕШТИ-ОАРЯ, БЫРЛОУ, ИСВОРУ, НЕГРЕНИ, ЗЛОТЕШТИ, ТРИВАЛЯ, БРЭТЭШАНИ, МЭГУРА, ГОГОШАРИ и железнодорожные станции ПЭТРОАЯ, ЛЕУРДЕНИ, КЭЛИНЕШТИ, ГОЛЕШТИ.
На других участках фронта – поиски разведчиков.
За 4 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 44 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 21 самолёт противника.
* * *
Юго-западнее города Ломжа наши войска с боями продвигались вперёд. Части Н-ского соединения на ряде участков прорвались к реке Нарев, расчленили группировку немецких войск на изолированные друг от друга части и прижали их к реке. Советские пехотинцы и артиллеристы уничтожили 1.400 гитлеровцев, сожгли и подбили 14 танков и самоходных орудий. В районе города Вышкув немецкие танки и пехота утром предприняли ожесточённую контратаку. Бой длился несколько часов. Измотав противника, наши войска нанесли ему сокрушительный удар и штурмом заняли город и железнодорожную станцию Вышкув – сильный опорный пункт обороны немцев на северном берегу реки Западный Буг. Развивая успех, части Н-ского соединения завяли населённый пункт Поплавы, расположенный на восточном берегу реки Нарев. На ноле боя остались сотни вражеских трупов. Уничтожено 19 танков и 4 самоходных орудия. Захвачено у немцев 21 орудие, 23 миномёта, много пулемётов и три склада боеприпасов. Взято в плен свыше 300 немецких солдат и офицеров.
* * *
В Румынии наши вошка стремительно продвигались вперёд. Части Н-ского соединения овладели городом Питешти, являющимся важнейшим узлом железных и шоссейных дорог. Другие наши части заняли город Крайова, находящийся в 180 километрах к западу от Бухареста и в 85 километрах к востоку от границы Румынии с Югославией. Разбитые немецкие войска, наспех сведённые в боевые группы, пытались задержать наши наступающие войска. Смелыми обходными манёврами советские подвижные соединения окружают очаги сопротивления противника и ликвидируют их. На одном участке наши танкисты и мотопехота уничтожили группу немцев. В другом районе целиком ликвидированы остатки двух немецких полков.
Восточнее города Рига происходила артиллерийская и ружейно-пулемётная перестрелка. Наши артиллеристы-наблюдатели на одной из дорог заметили большой обоз противника. Батарея гвардии лейтенанта Румянцева открыла огонь и уничтожила до 30 немецких повозок.
Четыре летчика-истребителя, во главе с капитаном Марковым, прикрывали группу самолётов «Ильюнин-2», вылетевшую на штурмовку артиллерийских позиций противника. Недалеко от цели наши лётчики встретили 12 немецких истребителей. Два советских истребителя продолжали выполнять своё задание, а два других боем сковали вражеские самолёты. Младший лейтенант Коноваленко сбил 2 немецких истребителя «Фокке-Вульф-190». Младший лейтенант Сёмин уничтожил один вражеский самолёт. Советские штурмовики успешно выполнили своё задание и вместе с истребителями без потерь вернулись на свой аэродром.
* * *
Ухудшающееся с каждым днём военное положение Германии оказывает огромное влияние на боеспособность немецких войск. Об этом красноречиво говорят многочисленные трофейные документы и показания пленных.
В одном из своих приказов командующий северной группой немецких армий предложил командирам соединений «разъяснить и указать каждому солдату, что всякий, кто только сделает один шаг для того, чтобы без приказа покинуть занимаемое место, будет расстрелян». Пленный ефрейтор 366-го полка 227-й немецкой дивизии Фридрих Фрейгаст сообщил: «В начале августа нам был зачитан приказ, в котором указывалось, что если группа или отдельный солдат будут встречены за пределами участка своего подразделения, то они могут быть расстреляны любым солдатом или офицером».
Эти приказы немецкое командование уже проводит в жизнь. Пленный обер-ефрейтор 40-го мотострелкового полка 17-й танковой дивизии Франц Васснер рассказал: «Командир нашей роты, лейтенант Шлагбауэр, на ротных учениях зачитал приговор Военного суда. В нём были приведены 22 фамилии фельдфебелей, унтер-офицеров и солдат, приговорённых к смертной казни за бегство с поля боя». Пленный ефрейтор штабной роты 159-го полка 69-й пехотной дивизии Гельмут Ветьен сообщил: «В последнем бою солдаты 1-го батальона не выдержали напора русских и стали отходить. Тогда командир батальона капитан Бокрандт застрелил 7 солдат». Взятый в плен солдат 343-го охранного батальона Отто Гайн рассказал: «Днём 19 августа перед строем нашего батальона были расстреляны 3 солдата. Унтер-офицер Лейман заявил нам, что будет так поступать с каждым, кто без приказа оставит свои позиции».
В первый период войны немцы возомнили себя завоевателями вселенной. Теперь эта спесь сбита с гитлеровцев. Красная Армия в оборонительных и наступательных боях перемолола основные кадры немецкой армии. Немецкие солдаты всё больше и больше убеждаются в том, что Германия окончательно проиграла войну. Горе-завоевателям теперь «не до жиру, быть бы живу». Земля горит под ногами фашистских разбойников. Чтобы не допустить разложения своей армии, гитлеровцы все чаще и чаще прибегают к расстрелам своих же солдат и офицеров.