На Керченском полуострове продолжались напряжённые бои в районе города Керчь.
На других участках фронта ничего существенного не произошло.
В Баренцевом море потоплен транспорт противника.
* * *
Наша кавалерийская часть, действующая в тылу противника (Калининский фронт), освободила от немецких захватчиков несколько населённых пунктов. В боях с гитлеровцами кавалеристы уничтожили 700 немецких солдат и офицеров, 25 пулемётов, автоматическую пушку, 2 крупнокалиберных пулемёта и взорвали склад с боеприпасами противника. Захвачены трофеи: 12 пулемётов, 2 автоматические пушки, 15 автоматов, снаряды, патроны и ручные гранаты. Взяты пленные.
* * *
На одном из участков Западного фронта наша артиллерия разрушила 10 немецких блиндажей, уничтожила 3 артиллерийские и 2 миномётные батареи и рассеяла до батальона пехоты противника.
* * *
Пленный солдат 5 роты 92 полка 18 румынской пехотной дивизии Николае Драговичи рассказал: «Наши солдаты очень боятся русских атак. Одна такая атака окончательно деморализовала наш полк. Солдаты бежали, оставив на поле боя всё вооружение и личное снаряжение. Приказаний и угроз офицеров никто не слушал. Полк понёс очень крупные потери убитыми, ранеными и пленными. Только через три дня румынской и немецкой полевой жандармерии удалось задержать и собрать разбежавшихся солдат. После этого боя 3 батальон совсем перестал существовать».
* * *
Отступая под натиском наших частей, немцы расстреляли и замучили более 300 мирных жителей в селе Большая Гомольша. В соседнем селе гитлеровцы сожгли хаты, забрали у колхозников всё имущество и продукты и расстреляли 25 стариков и подростков.
* * *
Продовольственное положение Финляндии ухудшается с каждым днём. Жители Хельсинки и других городов голодают. Правящая клика Финляндии, стремясь отсрочить надвигающуюся катастрофу, насильственно отбирает у крестьян последние остатки зерна. В Нюландской губернии полиция реквизирует у крестьян даже зерно, предназначенное для посева. Возмущенные крестьяне оказывают сопротивление и закапывают зерно. В ряде волостей произошли стычки крестьян с полицией.
На Изюм-Барвенковском направлении наши войска отбили несколько атак немецко-фашистских войск.
На Керченском полуострове продолжались бои в восточной части полуострова.
За 19 мая уничтожено 27 немецких самолётов. Наши потери – 12 самолётов.
В Баренцевом море советский корабль потопил три транспорта противника общим водоизмещением в 26.000 тонн.
* * *
Наша часть, действующая на одном из участков Харьковского направления, отразила контратаку противника. В результате боя подбито 8 немецких танков и уничтожено 250 гитлеровцев. На другом участке наши бойцы под командованием тов. Микинина за день боевых действий уничтожили 350 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи.
* * *
На отдельных участках Калининского фронта пехота противника, поддержанная танками, пыталась атаковать расположение советских войск. Контратакой наших частей враг отброшен на исходные позиции. В течение дня немцы потеряли только убитыми свыше 400 солдат и офицеров. Подбито 2 немецких танка и взорван склад с боеприпасами. Взяты трофеи и пленные,
* * *
Семь лётчиков-истребителей подразделения тов. Курбатова (Южный фронт), возвращаясь на свою базу после выполнения боевого задания, встретились с девятью вражескими истребителями. Завязался воздушный бой. Старший лейтенант Приказчиков, старшина Егоров и старшина Штукин сбили по одному самолёту противника. Остальные немецкие машины повернули обратно. Преследуя противника, лётчики Павлов, Калугин и Штукин сбили ещё 3 немецких самолёта. Все советские самолёты благополучно вернулись на свой аэродром.
* * *
Двадцать семь разведчиков под командованием лейтенанта Потахина встретили группу немцев, насчитывавшую до 50 человек. Несмотря на численное превосходство, разведчики атаковали противника. В завязавшейся схватке гитлеровцы потеряли 11 человек убитыми, 15 ранеными и быстро отступили. Наши бойцы захватили пленных, оружие и без потерь вернулись в свою часть.
* * *
Лейтенант тов. Криндач, стреляя прямой наводкой из орудия, подбил 5 вражеских танков. Наводчики товарищи Максимов, Белоусов и Кутаев уничтожили 6 немецких танков.
* * *
Младший лейтенант Павел Гущин из ручного пулемёта открыл огонь по итальянскому самолёту «Макки-200» и ранил лётчика. Итальянский лётчик совершил посадку на нашей территории и взят в плен.
* * *
Отряд калининских партизан под командованием тов. О. за несколько дней истребил 80 немецких солдат и офицеров и взорвал склад с боеприпасами противника.
* * *
Пленный обер-ефрейтор 8 пехотной дивизии Цинтмайер рассказал: «Война окончательно разорила многих немецких крестьян. У крестьян забирают почти весь урожай. Это я знаю по хозяйству моего отца. Отец собрал осенью прошлого года 10 центнеров пшеницы, но 9 центнеров у него реквизировали. Ни один крестьянин не может распоряжаться по своему усмотрению молоком от своей коровы. 80 процентов молока у него забирают. В деревнях расплодилось очень много контролёров и инспекторов, которые ходят по домам и амбарам, устраивают обыски и реквизируют последние остатки продуктов.
* * *
Отступая под ударами наших частей из села Зайцево, Орловской области, немецко-фашистские мерзавцы сожгли и разрушили 600 домов колхозников. Гитлеровцы засыпали колодцы и вырубили сады. На улицах села красноармейцы обнаружили десятки трупов истерзанных немецкими бандитами мирных жителей – стариков, женщин и детей. На окраине найдено восемь трупов замученных пленных красноармейцев. У них отрезаны уши, носы, выколоты глаза, вывернуты руки и ноги. Часть жителей села Зайцево гитлеровцы под угрозой расстрела увели с собой.
* * *
Немецкие и итальянские оккупанты зверскими убийствами мирных жителей пытаются сломить сопротивление югославских патриотов, борющихся за свою родину. Недавно в Санджаке и в г. Плевле итальянцы расстреляли 100 городских жителей. Эти зверские убийства вызывают огромное возмущение в стране, и каждый день всё больше крестьян, особенно молодёжи, вступает в партизанские отряды. Партизаны беспощадно мстят итальянским захватчикам. Неделю тому назад около г. В. пулемётным огнём партизаны убили и ранили 160 оккупантов. Другой крупный отряд партизан у города Н. в течение пяти дней вёл бои с итальянскими войсками. Оккупанты потеряли 300 человек убитыми и ещё больше ранеными.