I.
Стоит она, «грушей» возвышаясь к небу. Северные скаты ее обращены в сторону врага, южные повернуты к нам. Эта выгодная в тактическом отношении высота обеспечивает надежную оборону правого фланга Н-ской дивизии и ставит под угрозу дорогу врага, прилегающую к этому участку фронта. Враг учитывал это и сосредоточил на высоте усиленную роту из финских и немецких солдат. Создалась угроза нашему правому флангу.
Командир Н-ского стрелкового полка майор Зажигалов приказал первому батальону, которым командовал старший лейтенант Багриков, занять высоту «Груша» и укрепиться на ней.
Рано утром началось наступление. В 10 часов финны и немцы, поддерживаемые огнем артиллерии и самолетами, еще продолжали сопротивляться. Бой был упорный и жестокий. Два раза враг подымался в контратаку, но каждый раз откатывался назад с поредевшими рядами.
На левом фланге врагу удалось оттеснить наши силы, но тут пришел на помощь взвод саперов лейтенанта Кузьмина. Ворвавшись в расположение противника, саперы начали искусно работать штыком и лопатой. Ряды врага дрогнули, он обратился в бегство.
Бойцы шли вперед и вперед. Вот на сопку с двумя станковыми пулеметами первым врывается лейтенант Сауков. С группой бойцов он из пулеметов косит остатки вражеских сил и добивает бегущего врага.
Высота занята, батальон укрепляется на ней. Но побитый враг не хочет уступить. Он начинает сосредоточивать большие силы для решающего удара по северным склонам сопки. Подходит пехотный немецкий полк.
II.
324-й немецкий полк прибыл в район сражений в середине июля. Он был сформирован из отборных частей, принимавших участие в кампании 1940 года в Норвегии. В составе этого полка находился один батальон «Великая Германия».
Атаку этого полка должен был отражать только один батальон, еще не успевший по-настоящему укрепиться на занятой высоте. Но бойцы поклялись, что не отдадут «Грушу» врагу.
В 8 часов началась артиллерийская подготовка. Около пяти батарей противника сосредоточили огонь по сопке. Самолеты сбросили много бомб. Когда канонада умолкла, фашисты, думая, что оборона сломлена, пошли в атаку.
Трижды в этот день они бросались в атаку и трижды были отбиты с большими для них потерями. Бойцы подпускали врага на 50 метров и ближе и расстреливали его в упор. С ожесточением дрались они за каждый камень, за каждое дерево, обороняли каждый окоп.
Но вот батальон перешел в контратаку. Младший политрук Скворцов с шестью храбрецами и лейтенант Сонин первыми бросились на врага. Умело действуя штыком, лейтенант Сонин заколол немецкого офицера, а броском гранаты уничтожил вражеский пулеметный расчет. Завладев немецким пулеметом, лейтенант начал бить фашистов из их же оружия.
III.
Во время боя был смертельно ранен командир батальона старший лейтенант Багриков. Поддерживаемый руками друзей и товарищей, он нашел в себе силы продиктовать командиру Н-ского стрелкового полка майору Зажигалову следующее донесение:
«Я ранен в обе руки и левую ногу во время смены командного пункта. Высота «Груша» занята. Левый фланг второй роты теснит противник. Прошу дать один взвод на помощь. Положение будет быстро восстановлено. Героически дерется третья стрелковая рота. Громите гадов! Вперед, за Сталина! Я еще вернусь. Командир первого батальона старший лейтенант Багриков».
На место т. Багрикова становится лейтенант Горбань. Он точно выполняет наказ командира. Не щадя своей жизни, бросается он с бойцами на врага.
Красноармеец комсомолец Терехов укладывает фашиста за фашистом.
Когда бой кончился, Терехов, улыбаясь, сказал:
– Кажется, не плохо.
Командир взвода и товарищи были того же мнения.
В окопе лежит у своего пулемета красноармеец Сария. Патроны на исходе. Под пулями врага и разрывами мин он ползет за патронами. Три раза закипает вода в кожухе пулемета, и он доставляет холодную воду, хотя пули свистят у него над головою. Раненый боец истекает кровью. Сария, оказав первую помощь товарищу, выносит его из зоны огня и вновь возвращается к пулемету.
Заместитель политрука Утигенов во время боя пробирается в тыл врагу и вызывает там переполох мнимой атакой. Возвращаясь к себе, он встречает на пути немецкого офицера, бросается на него и убивает.
Лейтенант Голушко, дважды раненый в бою, не покидает поля сражения.
– Не по зубам пришлась фашистам наша «Груша», – шутливо говорили бойцы, пуская вслед бегущим фашистам частые пулеметные очереди. Враг усеял путь своего бегства трупами.
Захватить небольшую сопку у северного края советской земли оказалось не под силу отборному фашистскому полку. Дорого она обошлась ему. На поле боя враг оставил более 1.500 убитыми и ранеными, 18 станковых пулеметов и 15 ручных, 20 автоматов, много винтовок и других трофеев.