ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
19.8.2022
Москва
Авторы
1941
1942
1943
1944
1945
список
Славен труд военных железнодорожников
В летописи Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровскими захватчиками почетное место будет отведено героическим делам наших военных железнодорожников. Четвертый год самоотверженно трудятся они над восстановлением железнодорожных путей, по которым беспрерывно идет снабжение фронтов всем необходимым для осуществления сокрушительных ударов по врагу. Одна из важнейших проблем войны — проблема коммуникаций — нашими железнодорожниками решается успешно.

В тягчайших условиях железнодорожные войска и специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения за годы войны восстановили десятки тысяч километров железнодорожных путей, около 2.000 больших и средних мостов, более 500 тысяч километров проводов связи. Цифры эти говорят не только о невиданных масштабах созидательных работ, но и о беспримерном героизме советских людей.

Воины-железнодорожники в кратчайшие сроки восстановили все железнодорожные линии на освобожденной от врага советской земле. Теперь они прокладывают дороги победы далеко за нашими рубежами, помогая Красной Армии громить врага в его берлоге. В новой обстановке им пришлось встретиться с новыми трудностями. Но накопленный опыт, высокое мастерство, неисчерпаемое мужество позволяют им одолевать успешно все препятствия. Мосты через Вислу и другие водные преграды восстанавливаются в исключительно быстром темпе, что содействует победоносному наступлению наших войск.

Гитлеровские громилы варварски разрушили железные дороги в Карпатах. Там, где были огромные виадуки и мосты, образовались глубокие ущелья, завалы. Немцы рассчитывали надолго задержать здесь движение поездов. Однако расчеты врага были опрокинуты. В разгар боев специальные формирования железнодорожников засылали на железнодорожном полотне воронки от снарядов, укладывали шпалы, рельсы, расчищали русла горных рек, изготовляли рамы для опор мостов и виадуков. Работать приходилось в тяжелых условиях бездорожья и горно-лесистой местности. По горным кручам бойцы переносили бревна; по частям поднимали на перевалы дизель-копры, лебедки, передвижные электростанции. Работа кипела днем и ночью, люди не знали ни сна, ни отдыха, Спустя короткое время горная железная дорога вошла в строй. Воинские эшелоны беспрепятственно двинулись к линии фронта.

Даже на самых трудных участках железнодорожные коммуникации восстанавливаются теперь в несколько раз быстрее, чем в первые годы войны.

Высокое мастерство наших доблестных железнодорожников постоянно обогащается новаторством передовиков, творчеством изобретателей и рационализаторов. Широко известно изобретение Героя Социалистического Труда сержанта Жукова, сконструировавшего станок для производства поковок болтов и костылей. На этом станке легко выполнять норму выработки на 2.000 процентов. Другой изобретатель — капитан тов. Андриевский сконструировал оригинальный механизм для пробивки в рельсах отверстий. Этот механизм не только дает миллион рублей экономии и в несколько раз повышает производительность труда, но и облегчает во фронтовых условиях тяжелый труд железнодорожника. Десять норм за смену при нарубке рельсов, десять — на сверловке отверстий, пять норм на забивке свай, три нормы на перешивке пути и забивке костылей! Это не единичные примеры, а массовое явление. Перевыполнение норм выработки стало правилом для каждого военного железнодорожника.

Восстановление дорог начинается с технической разведки. Разведчики-специалисты обычно идут на свое дело в боевых порядках стрелковых частей, нередко вступают в бой с противником, наталкиваются на минные поля, прежде чем добраться до разрушенного моста или станции. И то, что они делают, не выразить никакими нормами выработки! В техническую разведку идут отважные из отважных, наиболее опытные бойцы и командиры. Они быстро ориентируются в обстановке, в хаосе разрушений, они первые начинают действовать.

Замечателен самоотверженный труд железнодорожников-инженеров. За один только прошлый год они обезвредили более полутора миллиона мин. На долю рядового бойца Тихого досталось около 4.000, на долю старшины Пешного — более 2.500. На подходах к мосту через Вислу было снято 15 тысяч мин. Этот самоотверженный труд поистине славен!

Много сделано нашими военными железнодорожниками, много еще предстоит им сделать. Пока враг полностью не уничтожен, обеспечение фронтовых коммуникаций и организация нормального движения по железным дорогам на территориях, занимаемых Красной Армией, остается главной задачей. Наряду с этим надо широким фронтом развертывать работы по капитальному восстановлению железнодорожного хозяйства, особенно паровозных депо, водоснабжения, мостов. Решение этой ответственной задачи требует не только высоких темпов работы, но и высокого качества, которое обеспечивало бы долговечность сооружений.

Нужны новые кадры строителей. Их надо теперь же готовить. Необходимо еще шире развернуть творческую инициативу, шире распространять передовой опыт, создать все условия для дальнейшего роста изобретательства, лучше использовать богатую технику, которой снабдила железнодорожников Родина. Всюду требуется слаженная работа, в которой выражается суть дисциплины на транспорте.

Одна из очередных и весьма важных задач заключается в своевременной подготовке искусственных сооружений к пропуску , весенних вод. Ледоход и половодье могут сорвать мост, если заблаговременно не расчистить русло реки от обломков взорванных ферм и опор, если не укрепить ледорезы и подходы к мосту!

Во фронтовых условиях военная обстановка не всегда и не везде позволяла строить прочно. Теперь враг изгнан с нашей священной земли. Советский народ стоит накануне завершения разгрома злейшего врага нашей Родины. Теперь мы можем основательно, крепко, капитально восстанавливать наш транспорт, чтобы он вышел из войны вполне подготовленным к решению новых задач, которые встанут перед ним в послевоенный период.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны