ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
22.5.2022
Москва
Авторы
1941
1942
1943
1944
1945
список
Уничтожать вражеские самолёты
В ходе зимнего наступления Красной Армии немецкая авиация понесла новые серьезнейшие потери. Тысячи самолетов противника сбиты в воздушных боях, огнем зенитной артиллерии и захвачены на вражеских авиабазах и аэродромах. Наша боевая авиация в период зимнего наступления, как и в летних операциях 1944 года, имеет полное господство в воздухе над авиацией противника. Но вместе с тем воздушная обстановка на ряде участков фронта всё еще продолжает характеризоваться известной активностью вражеской авиации.

Фашистское командование, располагая хорошо оборудованной аэродромной сетью берлинской зоны противовоздушной обороны и стационарными авиабазами центральной Германии, использует ныне свою авиацию на наиболее угрожаемых для себя направлениях. В ряде случаев эскадры немецких бомбардировщиков играют роль своеобразной ударной силы, которую вражеское командование применяет как свой резерв при организации различного рода контратак. Кроме того, на оснащение самолетного парка немецкой авиации стал поступать новый вид воздушного оружия — самолеты с реактивными двигателями. В основном эти новые немецкие самолеты, обладая повышенной скоростью, в то же время имеют ограниченную маневренность. Они главным образом рассчитаны на короткие удары по нашим бомбардировщикам и штурмовикам так называемым методом перехвата.

Сложившаяся воздушная обстановка ставит перед нашими летчиками и авиационными командирами новые боевые задачи. Всякие ухищрения врага в тактике воздушного боя должны быть не только отпарированы, но и в корне пресечены активными наступательными действиями нашей авиации. Для этого есть все возможности. Советские летчики и авиационные офицеры владеют достаточным боевым опытом и военными знаниями, советская авиационная техника по своему качеству и силе боевого воздействия стоит на высоком уровне. Главное в том, чтобы полностью мобилизовать свой боевой опыт, полностью использовать отличные боевые качества своих самолетов и их прекрасное бортовое вооружение.

Значительная доля усилий в борьбе с вражеской авиацией лежит на плечах наших славных летчиков-истребителей. Их задача — не только прикрывать от нападения с воздуха свои наземные войска ж различные тыловые объекты, имеющие важное военное значение. Известная активизация немецкой истребительной авиации, применение немцами истребителей-перехватчиков с реактивными двигателями ставят перед советскими истребителями актуальные задачи по обеспечению действий своих бомбардировщиков и штурмовиков как на поле боя, так и во вражеском тылу. Эти задачи в различных условиях воздушной обстановки могут быть успешно разрешены умелым сочетанием разнообразных приемов и способов боевого обеспечения. Усиленное непосредственное сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребителями; заблаговременная очистка воздуха от немецких самолетов в районе предстоящих действий специальными группами истребителей; массовая «свободная охота»; плотная блокировка неприятельских аэродромов и ряд других, умело сочетаемых приемов борьбы сведут на нет все попытки германской авиации создать себе хотя бы малейшее преимущество в воздухе на том или другом участке.

В самой тактике воздушного боя с теми или другими тинами немецких самолетов всё время надо искать новые, более действенные приемы борьбы. Это в полной мере относится к летчикам-истребителям, действующим как одиночно, так и в составе больших групп. Постоянный поиск совершенных способов уничтожения немецких самолетов ещё более необходим на тех участках фронта, где немцы пытаются изменить «воздушную обстановку с помощью машин с реактивными двигателями. Здесь речь, очевидно, прежде всего должна идти о том. чтобы, кладя в основу методы наступательного воздушного боя, со всей целесообразностью использовать боевые качества своих машин. лишая врага внезапности нападения и всякий раз ставя его в наиболее невыгодные положения, быстро достигать решительного успеха в бою.

Немецкие самолеты с реактивными двигателями имеют ряд слабых мест. Тактические приемы, используемые немецкими летчиками, пилотирующими эти машины, во многом зависят от их технических данных. Маневренные качества новых немецких самолетов значительно уступают маневренности наших истребителей. Одна повышенная скорость не может обеспечить немецкого пилота от поражения в бою. Задача состоит в том, чтобы, непрерывно наступая на противника, пристально изучать все его повадки, правильно определять его возможности к тому или другому виду боевого маневра и, противопоставляя ему свой, более совершенный маневр, как одиночного самолета, так и всей группы, уничтожать врага. Речь идет как об индивидуальном мастерстве каждого летчика-истребителя, так и об определенном построении осевого порядка всей группы, рассчитанного на заранее продуманный маневр. Если, скажем, немецкие пилоты стремятся использовать повышенные скоростные данные своих машин с реактивными двигателями, значит боевой порядок, наших истребителей должен быть таким, чтобы прежде всего сковать неприятеля, увлечь его на невыгодные фигуры боевого пилотажа, а затем другой частью группы нанести точный, разящий удар. Если, далее, немецкие пилоты из-за малой продолжительности полета своих реактивных машин опасаются действовать на значительном удалении от аэродрома, боевой порядок группы должен быть построен так, чтобы отрезать им пути выхода из боя на свою территорию, а тем более к своей базе.

В беспощадном уничтожении немецких самолетов, помимо умелой организации каждого воздушного боя, огромную роль могут играть хорошо нацеленные и блестяще осуществленные удары по вражеским аэродромам. Нужны не только эпизодические бомбардировочные или штурмовые нападения на тот или другой немецкий аэродром, где замечено скопление вражеских самолетов. Эти действия нашей авиации должны быть организованы так, чтобы на определенных направлениях вся аэродромная сеть врага находилась под неослабным контролем и воздействием со стороны нашей авиации. Здесь большое значение принадлежит комбинированным действиям бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, выполняемых в различных вариациях.

В одном случае может быть выгодным сочетание методов воздушной блокировки с последовательными штурмовыми ударами. В другом случае большой эффект может принести массированный бомбардировочный налет. В иной обстановке весьма полезными могут оказаться объединенные единым планом и замыслом предварительные действия ночных бомбардировщиков в сумерки и ночью с последующими штурмовыми налетами на рассвете. Важно, исходя из конкретных условий, избрать наиболее эффективную комбинацию ударов и причинить врагу наибольший ущерб как в живой силе, так и в технике.

Используя всю мощь нашей техники, всё богатство нашего боевого опыта, решительно уничтожать вражеские самолеты!

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны