Система немецкой обороны на реке Вопь
Около месяца назад под ударами нашей N армии немецко-фашистские войска на одном из участков фронта перешли к обороне. Местность, выбранная немцами, представляла выгодный естественный оборонительный рубеж, к тому же враг сильно укрепил ее. Однако красноармейские части преодолели все трудности и овладели оборонительным участком неприятеля.

Местность, на которой развернулись ожесточенные бои с вражескими войсками, выглядит так. По долине (шириной до двух километров), поросшей мелким кустарником, в высоких берегах течет река Вопь. Ширина ее на данном участке доходит до 130 метров, глубина от 70 сантиметров на бродах до 3 метров. Берег, занимавшийся неприятелем на всем протяжении реки, командует над противоположным. Немцы со своих наблюдательных пунктов совершенно свободно просматривали даже далекие выходы из лесов на нашей стороне. А их ближайшие тылы были укрыты от наблюдения рощами и высотами.

Захватив эту местность, фашисты построили оборону по принципу взаимодействующих между собой мощных узлов сопротивления. Расстояние между отдельными узлами не превышало 500 метров, причем все промежутки находились под сильным фланкирующим огнем станковых пулеметов и минометных батарей. Сам фланкирующий пулеметный огонь немцы, как правило, вели из-за обратных скатов и из соседних районов, что крайне затрудняло борьбу нашей артиллерии с огневыми средствами врага.

Фашисты точно пристреляли все сколько-нибудь важные местные предметы и подступы на нашей стороне. Периодическими огневыми налетами днем и ночью, продолжительностью каждый в 30–40 минут, они контролировали пристрелянные пункты. Организация огня характеризовалась выдвижением огневых средств вперед для борьбы за передний кран. Наиболее выгодные пункты были опоясаны сплошной линией окопов, часто вместимостью на взвод и даже роту.

С точки зрения инженерного оборудования рубеж представлял собою законченную полевую оборону. Правда, не получили широкого развития противотанковые и противопехотные препятствия перед передним краем и в глубине узлов обороны. Но это об'яснялось, повидимому, тем, что противотанковым препятствием перед передним краем служила река, а противотанковыми районами – расположенные в глубине обороны рощи. Отсутствие же противопехотных препятствий вполне компенсировалось широким обстрелом в пойме и на подступах к реке Вопь.

Что касается окопных сооружений немцев, то это в большинстве случаев были отдельные или парные ячейки самой разнообразной формы, предназначенные для стрельбы стоя. Каждая ячейка имела нишу с легким покрытием: оно предохраняло от осколков и огнеметания. Особо важные сооружения – наблюдательные пункты, пулеметные точки, узлы связи – были сделаны по типу ДЗОТ и имели покрытия в два-три слоя бревен. Окопы на взвод и роту планировались следующим образом. Посредине, иногда несколько впереди, располагался офицер со своей ячейкой управления, рядом с ним – пулеметная группа, далее по обеим сторонам от командира – стрелки. Такое построение окопа обеспечивало контроль офицера за каждым солдатом.

Противопехотные препятствия в обороне сводились главным образом к самовзрывным фугасам. Фугасы ставились в две-три линии на расстоянии пяти метров один от другого, в шахматном порядке. Заряд фугаса – до 800 граммов, взрыв – большей частью от натяжения. Сам фугас маскировался дерном, а колышки, которыми кренился заряд, и концы проволоки, приводящей в действие взрыватель, – пучками травы. Помимо фугасов наши бойцы обнаружили большое количество проволоки внаброс и спиралей типа «Бруно». Противопехотные препятствия устанавливались в непосредственной близости от огневых точек, на расстоянии 15–20 метров.

Основным противотанковым препятствием служила круглая мина с зарядом тола в 4,2 килограмма (эти мины располагались через каждые пять метров в шахматном порядке). Удар такой мины перебивает гусеницу и ходовую часть танка, может смертельно ранить экипаж. Употреблялись в качестве противотанковых мин и стандартные трехкилограммовые заряды со взрывателями нажимного действия. Наконец, были встречены противотанковые спирали из 6мм. гладкой проволоки. Заметим, что отдельные узлы сопротивления, например, Горбатовская, имели до пяти рядов противопехотных фугасов и трех рядов противотанковых мин на важнейших подступах (см. схему). Как видим, немцы изрядно потрудились над созданием обороны. Но это не спасло их. После тщательной подготовки наши части сломили оборону и отбросили врага с большими для него потерями.

^