Передовицы
Авторские
Здесь во главе войск, освободивших Россию, а потом я народы Европы, закончил свой славный жизненный путь великий русский полководец.
Стихотворения
Неавторские
Сообщения ТАСС
14 сентября польские газеты опубликовали коммюнике агентства Польпресс о представлении, сделанном председателем совета министров Польши Осубка-Моравским послу Великобритании в связи с приговором в Падерборне.
«13 сентября, — говорится в коммюнике, — председатель совета министров Эдвард Осубка-Моравский в присутствии вице-министра иностранных дел Модзелевского принял посла Великобритании господина Кавендиш-Бентик. В процессе беседы председатель совета министров Осубка-Моравский сообщил послу Великобритании о реакции в Польской республике на опубликование приговора по процессу против 48 поляков в Падерборне».
В коммюнике указывается также, что центральная комиссия профсоюзов Польши от имени миллиона польских рабочих послала на ими английских профсоюзов телеграмму с решительным протестом против приговора в Падерборне, вынесенного бывшим заключенным в немецких концентрационных лагерях.
САН-ФРАНЦИСКО, 18 сентября. (ТАСС). Радио Сан-Франциско передает сообщение мельбурнского радио о том. что полковник Суя, начальник японского лагеря для военнопленных на острове Борнео, покончил жизнь самоубийством.
Речь государственного обвинителя
— По прибытии а концлагерь Бельзен, — сказал обвинитель, — британские войска обнаружили там 13 тысяч трупов. Несмотря на все усилия врачебного персонала союзников, в течение 6 недель после освобождения в лагере умерло от истощения и болезней еще 13 тысяч бывших заключенных. 11 тысяч заключенных были помещены в больницы. В одном из отделении лагеря средняя продолжительность жизни человека, считая с момента прибытия его в лагерь, составляла 12 дней. О масштабах истребления людей в лагере можно судить по тому, что две тысячи заключенных, хоронивших трупы по 12 часов в день, не успевали похоронить все трупы. Наиболее частыми причинами смерти были голод, болезни, расстрел и пытки. Одни свидетель-англичанин, который находился в лагере Бельзен 8–9 дней, получил за все это время только поллитра супа и полкружки воды.
— Ни один из заключенных лагеря, — продолжал обвинитель, — не подвергался суду, все они содержались без какого бы то ни было судебного приговора. Они арестовывались исключительно за принадлежность к той или другой национальности, за религиозные убеждения или просто потому, что были военнопленными.
Следствие показало, что бывший комендант лагеря Бельзен Иосиф Крамер несет глазную ответственность за все ужасные преступления, которые совершались в лагере.
Еще до того, как он был направлен в Бельзен, он в качестве руководителя лагеря Освенцим сжег там 20 тысяч человек. Крамер признался в том, что он добровольно вступил в СС и с момента прихода Гитлера к власти находился на службе в концлагерях.
Помимо Крамера, на скамье подсудимых находятся следующие лица: доктор Фриц Клейн, Петер Вейнгартнер, Георг Крафт, Иоганна Борман, ЭлнАабет Фольфенрат, Эльза Лотте, Гнльда Лобауэр, Николас Еннер, Пауль Штейнметц, Карл Фрацих, Ладислав Гура, Фриц Маттес, Карл Эгерсдорф, Вальтер Отто, Вальтер Мелькнер, Франц Штофель, Вильгельм Дор, Эрнх Барш, Эрих Зоддель, Игнац Шломойвич, Эльза Форстер, Ида Форстер, Клара Опиц, Шарлотта Клейн. Гертруда Зауэр, Иоганна Рот, Анна Хемпель и др.
Все обвиняемые отрицают свою вину. Просьба защиты о том, чтобы дела нескольких обвиняемых рассматривались отдельно, была отклонена. В связи с этим первый обвинитель полковник Бэкхауз заявил:
— Все обвиняемые являются членами одной организации. Они действовали под единым руководством, и в связи с тем, что они принимали участие в совершении злодеяний в Бельзене и Освенциме, все они в равной степени несут за это ответственность.
ЛОНДОН, 18 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, во второй день процесса в Люнебурге был допрошен свидетель бригадный генерал Льевелин Глин Хьюз, занимающий пост заместителя начальника медицинской службы Британской армии на Рейне. Он заявил, что в апреле этого года, будучи заместителем начальника медицинской службы 2-й английской армии, он прибыл в Бельзен, где тщательно обследовал весь лагерь.
Лагерь, — сказал Хьюз, — был разделен на пять участков. Я спросил, какое число людей интернировано в лагере. Мне сказали, что там находится сорок с лишним тысяч человек, в том числе 28.185 женщин. Я увидел, что у скамей, на которых сидели живые люди, находились трупы. В ряде бараков нары были забиты истощенными людьми. Места было так мало, что они не могли лежать. Возле крематория была масса могил, а за пределами участка находилась открытая могила, полная трупов.
В бараках женского отделения, — продолжал Хьюз, — содержались тифозные больные. Нар там не было. Женщины лежали на полу. Они были настолько слабы, что с трудом могли приподняться. Один из бараков был полностью завален трупами.
Генерал Хьюз заявил, что он видел все ужасы войны, но ему никогда не приходилось видеть ничего похожего на то, что он увидел в Бельзенском лагере.