* * *
В районе Моздока бойцы Н-ской части Красной Армии в ожесточённом бою уничтожили 7 немецких танков, 6 орудий, 13 автомашин с войсками и боеприпасами и истребили до 300 солдат и офицеров противника. Захвачено у немцев 2 миномёта, орудие, 8 пулемётов и 3 автомашины со снарядами. Взяты пленные. На другом участке наши артиллеристы произвели огневой налёт на скопление противника и уничтожили 20 автомашин и до двух рот гитлеровцев.
Советские лётчики в воздушных боях сбили 12 немецких самолётов.
* * *
На одном из участков Северо-Западного фронта наши подразделения под командованием тов. Корчица вели активные боевые действия и несколько потеснили противника. На окраине одного населённого пункта завязался бой, в ходе которого немцы потеряли убитыми и ранеными несколько сот солдат и офицеров.
Группа наших сапёров во главе с т. Галли совершила рейд в тыл неприятеля. Сапёры взорвали железнодорожный мост на магистрали, по которой немцы перебрасывали подкрепления. Движение по железной дороге было прекращено на несколько дней.
* * *
Лётчики Краснознамённого Балтийского флота произвели ночной налёт на вражеский порт. Преодолев мощный зенитный огонь, наши лётчики сбросили бомбы по заданным целям. В порту возникло пять очагов пожаров и произошло шесть сильных взрывов.
* * *
Пленный ефрейтор 1 роты 704 полка 281 охранной дивизии Иосиф Марковец рассказал: «Бургомистр одного села прислал коменданту лейтенанту Янсену полицейского с донесением. Бургомистр сообщил, что партизаны готовят на него нападение, и просил защиты. Янсен направил в деревню 10 солдат с фельдфебелем Эрнстом Митигом. Я тоже попал в эту группу. Партизаны, очевидно, следили за нами. По дороге они напали на нас. Из всей группы уцелели только я и ещё один солдат, с которым мы вместе сдались в плен».
* * *
Ниже публикуются выдержки из записной книжки, найденной у убитого венгерского ефрейтора Дюла Янко: «Прошли три деревни и сожгли их дотла. В них не осталось ни одного целого дома. Потом четыре дня отдыхали. Пришли ещё в одну деревню, ждали приказа о дальнейших действиях. После обеда получили приказ – все дома сжечь. Лейтенант спросил, кто возьмётся выполнить этот приказ. Вызвались я и мой друг – ефрейтор Папаи. Мы принялись за дело. Поджигали дом за домом... Одной старухе я отрубил голову топором, другую женщину пристрелил из винтовки».
* * *
В деревне Николаевка, Воронежской области, немецко-фашистские мерзавцы захватили в доме крестьянина Никифорова тяжело раненного красноармейца Озерова Ивана Николаевича. Гитлеровские бандиты живым зарыли в землю раненого бойца. За то, что крестьянин приютил у себя в доме раненого красноармейца, фашисты расстреляли Никифорова, его жену и трёх их детей.
* * *
В Тронхейме (Норвегия) в результате обвала железнодорожной насыпи, подорванной в нескольких местах минами, разрушен железнодорожный путь. Движение поездов приостановлено. За последнее время норвежские патриоты в районе Тронхейма произвели также несколько диверсий на промышленных предприятиях, захваченных немцами.
В боях в районе Моздока убит командующий немецкой первой танковой армией генерал-полковник фон Клейст.
На других фронтах существенных изменений не произошло.
* * *
В районе Сталинграда продолжались ожесточённые бои. Наши части предприняли ряд контратак, в результате которых очистили от гитлеровцев несколько улиц. На одном участке окружена и полностью истреблена рота немецких автоматчиков. Противник пытался оказать помощь окружённой роте и бросил в бой 20 танков. Наши бойцы огнём из противотанковых ружей, гранатами и бутылками с зажигательной смесью подбили и сожгли 8 немецких танков.
* * *
В районе Моздока отбит ряд контратак противника. Наши бойцы захватили 3 немецких танка и сразу же использовали их в борьбе против гитлеровцев. Восточнее Моздока Н-ская часть уничтожила до двух рот немецкой пехоты. Артиллеристы этой же части совместно с бронебойщиками сожгли и подбили 5 танков противника.
* * *
На одном из участков в районе Воронежа два полка пехоты противника при поддержке танков в течение дня восемь раз атаковали наши позиции. Бойцы Н-ской части отбили все атаки гитлеровцев. Уничтожено до двух батальонов пехоты и 10 танков противника.
* * *
На Ленинградском фронте действиями наших разведывательных групп, снайперов и артиллерийским огнём за три дня уничтожено до 400 солдат и офицеров противника. Лётчики и зенитчики Ленинградского фронта, отражая налёты вражеской авиации, сбили 10 и подбили 8 немецких самолётов.
Снайперы одного из подразделений, где командиром тов. Трухан, за 20 дней уничтожили 318 гитлеровцев. Снайпер т. Фролов истребил 43 гитлеровца, т. Коновалов – 38, т. Васильев – 36 немцев.
* * *
В начале сентября группа партизан организовала на железнодорожном участке Псков—Луга крушение немецкого эшелона, следовавшего к фронту. Разбито 12 платформ с танками и 16 вагонов. На другом участке этой дороги партизаны пустили под откос воинский эшелон. В результате крушения насчитывается много убитых и раненых немецких оккупантов.
* * *
Добровольно перешедший на сторону Красной Армии немецкий унтер-офицер Август Д. рассказал: «Когда-то Геринг говорил, что ни один самолёт противника никогда не достигнет Германии. Геринг уверял, что на Германию не будет сброшено ни одной бомбы. Простаки и глупцы верили ему. Однако всё это оказалось бахвальством, обманом. Сейчас Германия больше, чем какая-либо другая страна в мире, подвергается налётам авиации. В связи с этим растёт недовольство войной и гитлеровским режимом. Я разговаривал с беженцами из Бремена, Кельна, Кенигсберга и других городов. Они сообщили, что целые кварталы этих городов превращены в развалины. На уцелевших стенах разрушенных предприятий и домов часто появляются надписи: «Благодарите фюрера. Это он сделал».
* * *
Ниже публикуется акт о злодеяниях немецко-румынских оккупантов, совершённых ими в деревне Кызбурун, Кабардино-Балкарской АССР.
«Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о нижеследующем: на другой день после того, как Красная Армия изгнала немецко-румынских захватчиков из села Кызбурун, Кабардино-Балкарской АССР, мы обошли селение, заходили во все дома, беседовали с крестьянами. Смерть и запустение принесли гитлеровцы горцам. За короткий срок немецко-румынские мерзавцы опустошили и разрушили некогда цветущее кабардинское селение Кызбурун. Немцы и румыны угнали скот горцев, разграбили их имущество. Бандиты забирали всё: одежду, обувь, ковры, подушки, одеяла, посуду. Во всём селении нет ни одного не разграбленного дома. Всё, что гитлеровские бандиты не могли унести с собой, они уничтожили и сожгли. Грабежи сопровождались убийствами мирных граждан, насилием над женщинами и девушками. Гитлеровцы обстреляли из автоматов дом жены красноармейца Гисымоловой и тяжело ранили Гисымолову, а её десятилетнего сына убили. Немецко-румынские людоеды замучили и расстреляли больше 50 мирных жителей деревни. Среди жертв гитлеровских убийц – старик Сату Куршев, 12-летний Зарамук Саблиров и другие. Жену красноармейца Мухяжиру А. изнасиловали два немецких ефрейтора. Группа пьяных солдат ворвалась в дом колхозницы Б. и изнасиловала её. Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы угнали с собой 11 семей колхозников и много девушек и женщин, не успевших скрыться в горах.
Такова горькая правда о кошмарных преступлениях немецко-румынских оккупантов в кавказско-мусульманском селении Кызбурун».
Акт подписали: колхозники Муса Албагачиев, Хусейн Муцульгов, Осман Ажигов, Виса Харачеев, Кеха Кокяев, депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Халид Мурадов, ингушский писатель Идрис Базоркин и другие. Всего 28 человек.